Библионочь-2016
22 апреля Российская государственная библиотека в четвёртый раз стала участником общероссийской акции в поддержку чтения «Библионочь». Тему акции «Читай кино!» в РГБ раскрывали режиссёр и сценарист Отар Иоселиани, кинокритик Кирилл Разлогов и писатель Евгений Водолазкин. Каждый желающий мог попасть в хранилища РГБ, увидеть редкие документы из фондов и пройти увлекательный квест по мотивам советских фильмов. Всего в «Библионочи» приняли участие около 2000 человек.
«Как сделать самому кинематограф»
Традиционно «Библионочь» в РГБ начинается с экскурсий — с 18:00 от подъезда № 3 выстраивается длинный хвост из желающих попасть в основное книгохранилище в Староваганьковском переулке, где сегодня находится основная часть фонда библиотеки — свыше 30 миллионов единиц хранения.
Здесь можно прикоснуться к уникальным вещам. В частности, полистать книги из коллекции Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, отличающиеся исключительным художественным оформлением: переплёты из бархата и атласа, расшитые золотой нитью, изысканные иллюстрации, гравюры известных художников. Увидеть документы и артефакты из собрания «коллекционера русской военной истории» Александра Макарова: редкие книги и газеты, боевые награды, игрушки и оружие.
Из отдела диссертаций в Химках специально к акции привезли работы о различных аспектах кино. Например, диссертацию Геннадия Георгиевича Смолянова «Изобразительное решение персонажа кукольного фильма» (1984), где исследуется творческий и технологический процесс создания героев кукольной мультипликации. Текст снабжён эскизами и чертежами кукол, схемами и таблицами, кадрами из фильмов, фрагментами раскадровки. А диссертация «Маяковский и кино» (1968) Гиви Георгиевича Долидзе рассказывает, как поэт не только оказывал влияние на молодое советское киноискусство, но и лично принимал участие в создании кино: писал сценарии, снимался, рисовал плакаты к фильмам и выступал как строгий критик.
Хранителями на третьем ярусе были подготовлены редкие материалы, связанные с ранними годами отечественного кинематографа: кинопресса дореволюционной России и советского периода, каталоги кинофильмов, буклеты об актёрах и кинофильмах, монтажные записи отечественных кинофильмов, либретто немых и первых звуковых фильмов, программы кинофестивалей.
А также интереснейшие издания — «Как сделать самому кинематограф: практическое руководство к самостоятельному устройству хорошо действующего кинематографического аппарата» (1913), книга сценариев фильмов «Броненосец „Потёмкин“», «Мать», «Путёвка в жизнь», «Чапаев» (1935), «Смотрите кино у себя дома» (1939), «Отзывы печати о демонстрации кинетофона в Вене и С.-Петербурге» (1914), текст Корнея Чуковского для фильма «Мойдодыр», «Книга почёта особо-отличившихся членов Профсоюза работников киносети в борьбе за лучшее кинообслуживание трудящихся» (1935) и многое другое.
«Экранизации безответственны»
Приглашать на «Библионочь» в РГБ режиссёров уже становится традицией. В прошлом году в «Ленинке» собрал большую аудиторию Андрей Звягинцев, в этом году приехал легендарный Отар Иоселиани — советский, грузинский и французский режиссёр и сценарист, убеждённый в том, что «кино может быть только авторским».
Отар Иоселиани сегодня не просто человек с киноаппаратом — это уже сама культура. С начала 1980-х режиссёр живёт в Париже. Именно там он и снял фильм «Охота на бабочек» (1992), который показали на «Библионочи». «Эта картина об особой породе людей, которые умели довольствоваться малым и которые достойно прожили свою жизнь. Но всё-таки такие люди ещё остались», — представил режиссёр свой фильм собравшимся на Мраморной лестнице РГБ.
Аудитория пришла подготовленная — разговор шёл о конкретных фильмах Иоселиани, современном и не очень кино. О том, почему старое кино качественнее: «В советское время мы снимали кино, раздумывая над тем, что такое жизнь. Именно поэтому в те годы было снято такое количество чудных фильмов. А сегодня мы попали в лапы коммерсантов, и сегодняшние мои коллеги считают, что кино — это способ зарабатывать деньги. Но на кино никто и никогда не зарабатывал деньги, ни один благородный человек — это дело чести и совести».
О цензуре: «Возрождение цензуры я оцениваю положительно — это заставляет больше думать. Но сегодняшним молодым кинематографистам сложно снимать не по причине цензуры, а из-за коммерциализации: они должны снимать так, как снимаются сериалы, как велел Голливуд, включая музыку в самом начале фильма и не выключая её до самого конца. Причём эта музыка не самого лучшего качества».
Об экранизациях: «Книжки надо читать и видеть то, что даёт ваше воображение, а не какой-то чужой человек — режиссёр или артист. Вы знаете, сколько „Анн Карениных“ снято? Восемнадцать! „Всё смешалось в доме Облонских“ — ну, как эту фразу снять? Экранизации безответственны по отношению к литературе, а мы должны быть в профессии ответственны за всё — и за текст, и за картинку».
«Это такое весёлое занятие — снимать кино, особенно когда ты делаешь его наперекор всему. Потом проходят годы, и уже никого нет, и вдруг оказывается, что всё это кому-то нужно», — говорит Отар Иоселиани.
«Начинать надо с себя»
Ещё одной яркой звездой «Библионочи» в РГБ стал писатель Евгений Водолазкин — лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна». Он не впервые в «Ленинке» — именно здесь, в Доме Пашкова, он получал премию «Большая книга» за свой роман «Лавр», здесь он бывал на заседаниях литературной премии «Ясная Поляна», в жюри которой входит. В конференц-зале РГБ писатель прочитал лекцию и ответил на вопросы. История, исторический опыт, персональная ответственность — такими были основные темы его выступления. Накануне «Библионочи» как раз вышел его новый роман «Авиатор», о котором он тоже рассказал на встрече.
«В историческом масштабе мы исповедуемся сами пред собой. И только от нас зависит, выберем ли мы самооправдание — а оправдываются обычно внешними обстоятельствами — или попытаемся найти глубинные причины, которые в конечном счёте лежат внутри нас. Поиск причин даёт возможность делать выводы. В этом, видимо, и состоит начало покаяния, которое буквально, в переводе с греческого, обозначает „перемену мыслей“. Эти вопросы я попытался поставить в новом романе „Авиатор“. В советское время я думал: уйдёт социализм — и мы заживём. Коммунизм ушёл, но лучше не стало. Поэтому меньше всего я хотел бы, чтобы моё выступление было рассмотрено как антикоммунистическое — нет, виноваты не коммунисты, виноваты мы. Значит, есть в нас что-то такое, что притягивает эти идеологии, эти страшные события, которые были в нашей истории. И пафос моего романа состоит в том, что надо начинать с себя. Есть персональная ответственность за всё — не бывает коллективной ответственности. Не надо полагать, что ты можешь кого-то исправить — даже своих ближних. Исправляй себя — этого достаточно».
«Существует история всеобщая, а существует личная — это история звуков, фраз, запахов, и так далее. Это вроде небольшие вещи, но для нашего сердца и для нашей души они имеют более важное значение, чем десятки веков завоеваний, взаимных претензий, переворотов. Для человека даже всеобщая история является всего лишь частью его личной — так осознает почти каждый человек. И мой роман посвящён тому, как человек выгораживает своё собственное пространство. Он реставрирует своё личное сознание. А личное, персональное сознание — это единственная надежда на то, что ты не будешь захвачен никакими общественными движениями, которые вроде бы дают индульгенцию на всё. Очень важно быть личностью, очень важно иметь сферу персонального. Это вовсе не то, что противостоит общественному — это только то, что не позволяет общественным идеям поглотить тебя со всей историей твоей жизни».
«Я не верю людям, которые спасают человечество — в этом есть что-то неподобающее. Развивай своё персональное сознание, возделывай свой сад — из отдельных развитых личностей создастся общество совсем другого качества».
Немного раньше — в 20:00 — в конференц-зале РГБ состоялась лекция киноведа и культуролога, профессора киноведческого факультета ВГИКА, директора программ Московского международного кинофестиваля Кирилла Разлогова «От „Фауста“ до „Иронии судьбы“ и от „Дракулы“ до „Космической одиссеи“: можно ли жить без ремейков?».
В течение всей истории кинематографа предметом бурных дискуссий становились экранизации классических литературных произведений, а в последние десятилетия и многочисленные ремейки популярных в своё время картин. Реакции критиков и публики были самые разные — от обвинений в профанации до восторгов. Кирилл Разлогов рассказал, какие трансформации переживают литературные шедевры на экране и в современном цифровом контексте.
Программа «Библионочи» в РГБ
Встречи
- 20:00—21:15 в конференц-зале РГБ (3-й подъезд, 3-й этаж) — лекция киноведа и культуролога, профессора киноведческого факультета ВГИКА, директора программ Московского международного кинофестиваля Кирилла Разлогова «От „Фауста“ до „Иронии судьбы“ и от „Дракулы“ до „Космической одиссеи“: можно ли жить без ремейков?». В течение всей истории кинематографа предметом бурных дискуссий становились экранизации классических литературных произведений, а в последние десятилетия и многочисленные ремейки популярных в свое время картин. Реакции критиков и публики были самые разные — от обвинений в профанации до восторгов. Кирилл Разлогов расскажет о том, какие трансформации переживают литературные шедевры на экране и в современном цифровом контексте. Лекция пройдет при поддержке премии «Просветитель» .
- 20:30 на Мраморной лестнице РГБ (вход через 1-й подъезд) — встреча с советским, французским, грузинским режиссером и сценаристом Отаром Иоселиани. Отар Иоселиани расскажет о своем творчестве и ответит на вопросы собравшейся аудитории. Затем состоится просмотр его кинокартины «Охота на бабочек». .
- 21:30 в конференц-зале РГБ (3-й подъезд, 3-й этаж) — встреча с известным писателем, лауреатом премий «Большая книга» и «Ясная Поляна», автором текста «Тотального диктанта — 2015» Евгением Водолазкиным.
Экскурсии
-
18:00—23:00
— экскурсии по библиотеке. Под руководством опытных экскурсоводов все желающие смогут познакомиться с историей библиотеки и попасть в закрытое для обычных читателей книгохранилище. Специально для акции хранителями библиотеки были подготовлены редкие материалы из фондов, а также
интересные документы об истории киноискусства и
самых ранних годах российского кино.
Группы на экскурсии формируются в порядке живой очереди возле 3-го подъезда. - 18:00—23:00 — экскурсии по Музею книги РГБ . Группы на экскурсии формируются в порядке живой очереди у гардероба.
- 20:30—23:00 — квест по библиотеке. Это одновременно веселое путешествие по библиотеке и своеобразная проверка эрудиции. Все вопросы и загадки квеста будут связаны с историей отечественного кинематографа.
СМИ о «Библионочи» в РГБ
- Телеканал «Культура» — Книжная акция «Библионочь» прошла по всей России
- Телерадиокомпания «Мир» — От гаджетов к печати: в России проходит «Библионочь»
- «Вечерняя Москва» — Сегодня библиотекари остаются работать на ночь
- «Новые Известия» — Столичная «Библионочь» была полностью была посвящена кино
- Центральное телевидение Китая — Российская государственная библиотека проведет «Библионочь» под девизом «Читай кино!»
- Региональное информационное агентство Московской области — Москвичам покажут тайны РГБ
- «Газета.Ру» — 22 апреля в Москве пройдет «Библионочь»
- Управа района Арбат города Москвы — Ленинка станет площадкой на «Библионочи»
- Управа Тверского района города Москвы — Ленинская библиотека прочтет кино
- «Москва Центр» — Москвичей проверят на знание истории отечественного кинематографа
- «Эхо Москвы» — 22 апреля в Москве пройдет «Библионочь»
- «Аргументы и факты» — Тайны Ленинки и книги на экране